О последовательности подачи жалоб на нарушение прав в сфере здравоохранения

Уважаемые пользователи портала Федеральной системы мониторинга доступности здравоохранения, основной целью работы нашего сайта является деятельность, направленная на повышение уровня оказываемой Вам медицинской помощи. Подача жалоб в надзорные и контролирующие органы – это лишь один из инструментов. Именно поэтому мы, в первую очередь, хотели бы разъяснить последовательность обращений в различные инстанции и органы власти для решения проблемной ситуации.

Если Вы не удовлетворены качеством предоставленной Вам медицинской или лекарственной помощи или у Вас имеются вопросы, то в первую очередь советуем обращаться к главному врачу медицинской организации. Как показывает практика, большая часть затруднительных и конфликтных ситуаций может быть разрешена именно на данном уровне, кроме того, такое решение вопроса будет более оперативным. Рассмотрение жалоб и заявлений пациентов – это обязанность главного врача. Сразу указываем, что все Ваши обращения по соответствующей тематике, сформированные на базе нашей системы, кроме государственного органа направляются и главному врачу медицинской организации.

Кроме того, в каждой медицинской организации имеется Врачебная комиссия. Положение о Врачебной комиссии также предусматривает рассмотрение обращений граждан.

В случае, если Вы не добились соблюдения своих прав у главного врача и у Врачебной комиссией следует узнать подведомственность медицинской организации. Если медицинская организация является муниципальной, то следует направлять свои жалобы в местный орган самоуправления, отвечающий за организацию медицинской помощи в муниципальном образовании (чаще всего этим органом является управление или департамент здравоохранения в составе администрации муниципалитета) (Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Если же медицинское учреждение является государственным, то свои обращения следует адресовать в региональный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере охраны здоровья граждан. Чаще всего таким органом является департамент, управление или министерство здравоохранения региона. Защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья, а также создание условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан является обязанностью региональных властей (ст.16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»)

Кроме того, с претензиями к качеству оказываемой медицинской помощи, а также при отказе в оказании медицинской помощи следует обращаться в свою страховую медицинскую организацию, выдавшую Вам полис медицинского страхования. Контактный номер телефона и адрес страховой компании Вы сможете найти на бланке полиса. Обязанность по рассмотрению обращений граждан и защите их прав в системе здравоохранения возложены на страховую медицинскую организацию в соответствии с п.12 ч.2 ст.38 Федерального закона от 29.11.2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».