Кому и куда жаловаться на врача? Как правильно написать жалобу на врача?

В рамках проекта «Доступная медицина» мы получаем множество обращений граждан об оказании им некачественной медицинской помощи, отказе в ее предоставлении, грубом обращении с пациентом, халатным поведением врачей. Все наши силы направлены на восстановление справедливости, защите Ваших прав и свобод. 

Если вы считаете, что действия/поведение работников медицинской организации являются правонарушением – то эта статья для Вас. Мы подготовили для Вас ответ на самый часто задаваемые вопрос: «Куда пожаловаться на врача?», а также составили рекомендации по составлению жалобы.

Во-первых, для более оперативного решения своей проблемы мы рекомендуем обратиться к главному врачу медицинской организации с жалобой на действие медицинских работников.

Руководитель медицинской организации обязан ответить на жалобу/заявление гражданина в течение 30 дней в соответствие со ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".  В заявлении/ жалобе пациента на имя руководителя медицинской организации (Главного врача) мы рекомендуем  указывать: ссылку на п.3 ст. 10 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", просьбу предоставить возможность получать медицинскую помощь с указанием причины или же жалобу на действия работника медицинской организации, которые по Вашему мнению являются незаконными; помните, что жалоба должна быть мотивированная. В конце указывается дата и подпись лица, подающего жалобу/ заявление.

Во-вторых, вы можете подать жалобу в Министерство здравоохранения своего субъекта (в Некоторых субъектах этот орган называется Департамент здравоохранения). Письменно оформленная жалоба подается через общественную приемную. Которая непосредственно занимается приемом и обработкой обращений граждан.

Такую жалобу Вы можете подать следующими способами:

- лично, то есть подать жалобу непосредственно в вышестоящий орган;

- почтовым отправлением (не забудьте сохранить квитанцию об отправке);

- посредством электронной почты на адрес министерства;

- оставить обращение на официальном сайте.

Вне зависимости от способа подачи, ваша жалоба/обращение должна быть рассмотрена в соответствии с Федеральным законом N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Не позднее чем через 30 дней с момента поступления жалобы Вам будет направлен ответ в той форме, которая указана в Вашем заявлении, а в случае отсутствия такого пожелания — посредством почты на адрес, указанный в обращении.

 

В-третьих, на основании Конституции РФ и Федерального закона «О прокуратуре РФ» Вы имеете право обратиться в прокуратуру, которая обязана проводить проверки по поступившим обращениям граждан. Вы имеете право инициировать подобную прокурорскую проверку. Если считаете. Что Ваши права были нарушены незаконными действиями медицинских работников. В данном случае, способ подачи жалобы идентичен вышеизложенным

В-четвертых, одним из способов является судебная защита. В соответствие со п.1 ст. 98 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" «Медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи»

Согласно ст.1064 ГК Российской Федерации вред (ущерб), причиненный личности (в системе обязательного медицинского страхования - застрахованному) подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Тем самым, в рамках гражданского иска Вы также можете защищать свои права! При подаче заявления в суд, не забудьте приложить все имеющиеся у Вас доказательства: справки, договоры, аудио и видео записи, фотографии и иные документы, подтверждающие незаконные действия работников медицинской организации или же квитанции, чеки о понесенных Вами затратах в связи с такими действиями.

 

Образец жалобы на врача

Российское законодательство не устанавливает специального образца для составления жалобы. Из чего следует, что претензия/жалоба пишется в свободной форме. Мы можем дать лишь практические советы по ее составлению:

  1. В шапке, именно в верхнем правом углу указывается наименование органа, в который направляете свое обращение. Если данное обращение касается должностного лица (например, руководителя больницы), то помимо его фамилии, имени и отчества необходимо указать и занимаемую должность. Если же обращение идет в определенный госорган, то достаточно указать его полное наименование и фактическое место расположения. Не забудьте ниже укажите свои личные данные (ФИО, адрес места жительства и контактный номер телефона).
  2. По центру укажите наименование документа, т. е «Жалоба», «Претензия», «Обращение». 
  3. Далее описываете сложившуюся ситуацию. Старайтесь писать фактами. А не эмоциями, так принимающему органу будет проще разобраться в сложившейся ситуации.

Например, стоит начать с: «15.01.2017 года я обратился в городскую поликлинику №N с жалобой на боль в животе. Врач, к которому я был записан. Отказался меня принимать из-за большого количества пациентов. Данные действия считаю нарушением ст. 41 Конституции РФ, ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», гарантирующими право каждого гражданина на получение бесплатной медицинской помощи на всей территории Российской Федерации» Принцип доступности и качества медицинской помощи (а именно: предоставления медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ст.10 вышеуказанного Федерального закона)), а также недопустимости отказа  в оказании медицинской помощи, являющимися одними из основных принципов оказания медицинской помощи, были нарушены.

  1. Далее посередине пишите «прошу» и ниже Ваши требования. Например, оказать медицинскую помощь. Прилечь к ответственности врача и т.д.
  2. В конце не забудьте указать дату и подпись.

·         Если к Вашей жалобе Вы прикладываете документы. То не забудьте указать их в приложении к жалобе. Например:

-Квитанция об оплате медицинских услуг

- Направление к врачу

и т.д.

 

Помните, Ваши права можно и нужно защищать! Только вместе, общими усилиями мы сможем исправить те недостатке в сфере оказания медицинских услуг, которые существуют на сегодняшний день. Удачи!

Автор: юрист-эксперт Проекта "Доступнаямедицина.рф" Резникова Александра Сергеевна