Правила посещения пациентов в стационаре

Многие, кому приходилось быть посетителем медицинской организации сталкивались с проблемой отказа в доступе к больному по разным причинам, будь то карантин, состояние больного и т.д. В этой статье мы разберёмся с условиями посещения родственниками пациентов в отделениях реанимации и интенсивной терапии, а также ответим на главный вопрос: «Могут ли нам запретить проведать больного или отказать в приёме передачи? И если да, то, на каком основании?»

 В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" во исполнение принципа приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи медицинской организации необходимо создать условия, обеспечивающие возможность посещения пациента и пребывания родственников с ним в медицинской организации с учетом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих и (или) находящихся в медицинской организации.

Министерство здравоохранения РФ разработало правила посещения родственниками пациентов в отделениях реанимации и интенсивной терапии.

  1. Посещение родственниками (отцом, матерью, усыновителями, усыновленными, бабушкой, дедушкой, внуками, сестрами, братьями, женой, мужем, взрослыми детьми).

Родственники не должны иметь признаков острых инфекционных заболеваний (повышенной температуры, проявлений респираторной инфекции, диареи). Медицинские справки об отсутствии заболеваний не требуются. Следовательно, первым основанием для отказа в посещении может быть наличие явных признаков острых инфекционных заболеваний.

  • Перед посещением медицинскому персоналу необходимо провести с родственниками краткую беседу для разъяснения необходимости сообщить врачу о наличии у них каких-либо инфекционных заболеваний, психологически подготовить к тому, что посетитель увидит в отделении.
  • Перед посещением отделения посетитель должен снять верхнюю одежду, надеть бахилы, халат, маску, шапочку, тщательно вымыть руки. Мобильный телефон и другие электронные устройства должны быть выключены. Вы должны быть готовы к тому, что ваш отказ совершить данные действия может повлечь недопуск к больному.
  • Посетители в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения в отделение не допускаются.
  • Посетитель обязуется соблюдать тишину, не затруднять оказание медицинской помощи другим пациентам, выполнять указания медицинского персонала, не прикасаться к медицинским приборам.
  • Не разрешается посещать пациентов детям в возрасте до 14 лет.
  • Одновременно разрешается находиться в палате не более, чем двум посетителям.
  • Посещения родственников не разрешаются во время проведения в палате инвазивных манипуляций (интубация трахеи, катетеризация сосудов, перевязки и т.п.), проведения сердечно-легочной реанимации. В данном случае, вам придётся подождать некоторое время до окончания данных мероприятий.
  • Родственники могут оказывать помощь медицинскому персоналу в уходе за пациентом и поддержании чистоты в палате только по личному желанию и после подробного инструктажа.
  1. Посещение лицами, не входящими в круг родственников должно осуществляться согласно всем правилам, изложенным в п.1 с тем лишь дополнением, что они допускаются к больному только в сопровождении близкого родственника. Разумеется, данное правило может иметь оговорки при невозможности присутствия кого-либо из родственников.
  2. Посещение детей должно осуществляться согласно всем правилам, изложенным в п.1. Также, в соответствие с п.3 ст.51 ФЗ №323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
  • Одному из родителей, иному члену семьи или иному законному представителю предоставляется право на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка. При совместном нахождении в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше данного возраста - при наличии медицинских показаний плата за создание условий пребывания в стационарных условиях, в том числе за предоставление спального места и питания, с указанных лиц не взимается.

 

  1. Посещение пациентов инфекционных отделений и при карантине должно осуществляться согласно указанным в п.1 правилам с учётом того, что в случае угрозы возникновения или распространения инфекционного заболевания в посещении вам может быть отказано.
  2. Посещение пациентов психиатрических клиник должно осуществляться по правилам, указанным в п.1 с учётом некоторых важных особенностей. Посещение взрослых пациентов происходит только с согласия самого пациента. В отдельных случаях у персонала есть право ограничить посещение (исходя из состояния здоровья пациента). К методическим рекомендациям относится то, что внешний вид и поведение  посетителей не должны быть вызывающими. Не рекомендуется приходить на отделение в обуви на высоких каблуках, в мини юбках. Не рекомендуются блестящие украшения (цепи, серьги, бусы), яркий макияж (отнеситесь к данным рекомендациям со всей серьёзностью, ввиду специфики медучреждения и состояния пациентов, находящихся в нём)
  3. Передачи принимаются в соответствии с утвержденным перечнем продуктов (со списком разрешенных и запрещенных продуктов вы можете ознакомиться в месте для приёма передач). Допускается поступление предметов личной гигиены, вещей, продуктов питания в отделения в виде передач, посылок от родственников, приобретения за счет средств пациентов в торговой сети. Передачи пациентам принимаются уполномоченными сотрудниками отделений. Продукты принимаются в прозрачных полиэтиленовых пакетах с надписанными датой передачи, фамилией и инициалами пациента. Количество поступающих продуктов питания на одного пациента определяется с учетом вместимости мест хранения и конечных сроков реализации. При приеме передачи, вскрытии посылок дежурная медицинская сестра обязана проверить их на предмет запрещенных к передаче вещей или продуктов питания, соответствие получаемых продуктов диете пациента, количество и качество. Аналогичную проверку осуществляет старшая медицинская сестра при закупке продуктов.

Зачастую можно столкнуться с ситуацией необоснованного отказа в посещении или в принятии передачи. Если вы считаете, что ваши права были нарушены, то, в первую очередь, необходимо обратиться к главному врачу стационара или его заместителю. Также стоит изложить своё недовольство своей страховой компании (обязательного или добровольного) медицинского страхования, где вы (пациент) получали страховой полис. Конфликтную ситуацию могут помочь разрешить и в министерстве здравоохранения региона, Росздравнадзоре. Контакты этих ведомств должны быть размещены в вестибюле медицинской организации.

Автор: юрист-эксперт проекта «Доступнаямедицина.рф» Хачатурова Карина Гариковна