Комфортное лечение в стационаре: на что я имею право

На случай, когда выздоровление требует постоянного присутствия пациента в медицинском учреждении, существует стационарное лечение.

Исходя из положений пункта 5 части 1 статьи 6 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» пребывание пациентов на стационарном лечении в медицинской организации должно быть комфортным, а профилактика, диагностика, лечение, медицинская реабилитация в медицинских организациях должны проходить в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям (подпункт 2 пункта 5 статьи 19 указанного Федерального закона).

Четкие санитарно-эпидемиологические требования и нормы, гарантирующие комфортность и безопасность пребывания пациентов в медицинских организациях при стационарном лечении, содержатся в двух документах:

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58 «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001 № 31 «О введении в действие санитарных правил» – СП 2.3.6.1079-01.

Однако стоит заметить, что оба этих документа весьма объемны и непросты в прочтении. Остановимся на наиболее частых нарушениях прав граждан на комфортное лечение:

  1. Нарушение требований по соблюдению чистоты в медицинской организации. При кажущейся малозначительности данное нарушение может иметь весьма тяжелые последствия, ведь несоблюдение санитарных норм по уборке лечебного учреждения может привести к ухудшению самочувствия пациентов.
  2. Плохая организация питания в медицинской организации. Право на получение лечебного питания в случае нахождения на стационарном лечении закреплено пунктом 6 части 5 статьи 19 Федерального закона об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации. Стоит особо отметить, что достаточно часто жалобы на медицинское питание необоснованы. Пациенту предоставляется именно лечебное питание, назначаемое ему врачом из соображения не гастрономических предпочтений человека, а пользы для его организма. Поэтому, зачастую, пациент получает питание без специй, определенных продуктов или строго установленной температуры. Данный факт не говорит о нарушении прав пациента, а наоборот, указывает на заботу о его здоровье. Поэтому прежде чем жаловаться на неудовлетворительную организацию питания, то вам стоит проконсультироваться со своим лечащим врачом, который укажет на особенности вашего меню.
  3. Ветхое состояние здания или отдельных его элементов. Проще говоря – здание требует ремонта. Плохое состояние здания, в котором базируется стационар, может привести к созданию дискомфортных (наличие сквозняка, нарушение температурного режима, протекание крыши, труб, иных коммуникаций) или даже опасных условий для пребывания там пациентов.
  4. Превышение норм единовременного пребывания больных в палате. Конкретные требования по квадратуре палат на одного пациента установлены в Приложении № 1 СанПиНа 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

Стоит особо отметить, что соблюдение Указанных выше санитарно-эпидемиологических требований является обязательным требованием для получения лицензии на медицинскую деятельность. Поэтому за грубые нарушение таких правил медицинская организация может быть лишена лицензии или быть подвергнута административной ответственности в соответствии с частями 2 и 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Если вы столкнулись с нарушением указанных выше норм санитарно-эпидемиологических требований, то сообщите об этом в уполномоченные органы. Для этого, пожалуйста, воспользуйтесь удобной формой на нашем портале.